ISBN 966-7343-29-5 К.305

УДК 531.0
ББК 22.311
  К.305

Форум Intel для разработчиков ПО (Intel Developer Forum, IDF-2006)
Интересные материалы, представленные компанией Intel

ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ ДЕВУШЕК — ЭТО... ТЕХНОЛОГИИ!

   «Бриллианты — лучшие друзья девушек», — непринужденно пропела Кэрол Ченнинг (Carol Channing) в бродвейском мюзикле 1949 года «Джентльмены предпочитают блондинок». Однако поистине крылатой эта фраза стала после одноименного фильма Говарда Хоукса (Howard Hawks), вышедшего на экраны в 1953 году, — ее увековечила блистательная Мерилин Монро, установившая своего рода стандарт киномузыкального перфоманса и высоко поднявшая планку обаяния кинематографических блондинок.

   Однако времена, когда женщины мечтали о бриллиантах, похоже, прошли. Исследование, проведенное в США по заказу компании кабельного телевидения Oxygen Network, показало, что сегодня три из каждых четырех женщин предпочли бы бриллиантовому ожерелью... новый телевизор с плазменной панелью! При этом, согласно данным того же исследования, большинство женщин осваивают и используют новые технологии практически с той же легкостью, что и мужчины.

   «Широко распространено мнение, что женщины разбираются в технологиях хуже мужчин, — сказала корреспонденту Reuters, опубликовавшему данное любопытное исследование, Джеральдин Лейборн (Geraldine Laybourne), председатель совета директоров и главный исполнительный директор компании Oxygen Network. — Признаться, я и сама была весьма удивлена, когда выяснилось, что это уже далеко не так».

   Оказалось, что женщины владеют в среднем 6,6 технологических устройств, тогда как мужчины — 6,9. Кроме того, около 80% женщин не испытывают каких-либо затруднений при работе с технологическими системами, а 46% самостоятельно находят и устраняют неполадки в работе своих компьютеров.

   Исследование Girls Gone Wired, о котором идет речь, было проведено исследовательской компанией trU. Ее сотрудники опросили 1400 женщин и 700 мужчин в возрасте от 15 до 49 лет и выяснили, что женщины в большинстве своем сделали бы однозначный выбор в пользу технических устройств, а не ювелирных украшений, путевок на курорт или других развлечений или предметов роскоши.

   77% опрошенных женщин предпочли бы новый телевизор с плазменной панелью ожерелью с бриллиантами, а 56% ради такого телевизора пожертвовали бы отдыхом на выходных во Флориде. Более того, 86% женщин заявили, что охотнее получили бы в подарок новую цифровую видеокамеру, нежели пару модных туфель.

   Организаторы опроса выяснили, что в ближайшие пять лет женщины планируют стать еще более активными пользователями цифровых камер, сотовых телефонов, ноутбуков с беспроводным доступом, электронной почты, телефонов с камерами, служб передачи текстовых сообщений и служб мгновенной передачи сообщений. Джеральдин Лейборн считает, что эта тенденция сохранится и далее, а потому специалистам по рекламе следует больше внимания уделять анализу желаний, потребностей и навыков женщин. «Женщины уже не нуждаются в снисходительном отношении со стороны мужчин, когда речь заходит о технологиях», — заявила Лейборн.

Многоядерные технологии Intel: на службе мультипликации

   «Мальчишки и девчонки, а также их родители», кто из нас не видел хотя бы одного мультипликационного творения студии Pixar? «Суперсемейка», «В поисках Немо», «Корпорация монстров», «Тачки» — эти и другие полнометражные картины, созданные аниматорами Pixar, поражают не только сюжетной выдумкой и мастерством сценического исполнения, но также великолепной реалистичной графикой, буквально оживляющей мультперсонажи и окружающую обстановку. Однако мало кому известно, что эти популярнейшие фильмы были созданы во многом благодаря аппаратным технологиям и программному обеспечению Intel®.

   Да, да, не стоит удивляться — не только аппаратные платформы Intel, но также инструменты Intel для разработки ПО, созданные подразделением Software and Solutions Group (SSG), помогают программистам создавать максимально быстродействующие приложения, используемые, в том числе, и в мультипликации. Корпорация Intel уделяет самое пристальное внимание проблемам разработчиков ПО, и в очередной раз подтвердила это, предложив программные инструменты, помогающие использовать преимущества многоядерных процессоров.

   Новые или обновленные инструменты Intel для разработки ПО — всемирно признанные компиляторы, средства анализа и новая библиотека Intel® Threading Building Blocks — делают процесс создание многопоточных приложений более легким, позволяют определять число доступных ядер и писать код, поддерживающий масштабирование в соответствии с увеличением вычислительной мощности. Результаты, а именно — повышение быстродействия ПО и ускорение разработки новых, усовершенствованных приложений — чрезвычайно привлекательны. Используя распараллеленные приложения и успешно решая проблемы переноса ПО с систем на базе одноядерных процессоров на многоядерные платформы, специалисты студии Pixar убедились в преимуществах программных инструментов SSG.

   Объединяя творческий подход с передовыми технологиями, сотрудники Pixar стремятся создавать максимально реалистичные мультфильмы. Завершив предварительную работу над сценами новой картины, аниматоры Pixar отправляют данные для окончательной обработки в комплексе визуализации, состоящем из ферм рабочих станций под управлением ПО RenderMan*. Студия Pixar занимается созданием мультфильмов более 20 лет, и ее ПО RenderMan уже давно адаптировано к параллельным вычислительным средам. Правда, изначально в цифровой обработке сцен были задействованы серверы с одноядерными процессорами, что привело к перегруженности серверного центра Pixar. Для дальнейшего эффективного повышения вычислительной мощности требовалось что-то другое — вот тогда специалисты Pixar обратили внимание на многоядерные процессоры и многопоточные приложения.

   «Новые многоядерные процессоры Intel с отличным соотношением производительности и энергопотребления позволяют нам наращивать производительность комплекса визуализации без его расширения, — заявила Дана Батали (Dana Batali), руководитель проекта разработки и модернизации ПО RenderMan. — Два ядра, использующие общую память, обрабатывают графические данные почти так же быстро, как два процессора с раздельной памятью, благодаря чему мы экономим значительную сумму на покупке оперативной памяти».

   Однако аппаратные средства — это только одна сторона медали. Создать многопоточную версию ПО RenderMan было непросто, но это был очень важный шаг. Новая версия RenderMan должна была поддерживать не только двухъядерные процессоры, но и обеспечивать возможность перехода на многоядерные процессоры без изменения кода. Приступая к работе над проектом, специалисты Pixar решили воспользоваться инструментами Intel и помощью экспертов Intel.

   «Обладая глубочайшими знаниями и богатым опытом разработки ПО, специалисты корпорации Intel по-настоящему помогли нам ускорить создание новой версии приложения RenderMan, подробно объяснив концепции многопоточности и научив эффективно использовать инструменты Intel для разработки ПО», — сказала Дана Батали.

   Такие инструменты, поддерживающие как 32-разрядные, так и 64-разрядные приложения, помогают разработчикам создавать многопоточный код с учетом масштабирования при увеличении числа процессорных ядер, заблаговременно определять потенциальные ошибки, находить в коде «узкие места» и анализировать общее быстродействие приложений.

   Intel® Threading Building Blocks 1.0

   Intel® Threading Building Blocks 1.0 — это библиотека, которая расширяет возможности языка C++, значительно облегчая создание параллельных приложений. Она упрощает распараллеливание приложений на несколько исполняемых потоков и позволяет повышать быстродействие кода, скрывая при этом низкоуровневые нюансы распределения потоков между ядрами процессора и избавляя разработчиков от написания, тестирования и оптимизации типичных параллельных алгоритмов и структур данных.

   Используя библиотеку Intel Threading Building Blocks, можно создавать приложения, автоматически определяющие количество доступных ядер и регулирующие в соответствии с этим свою работу. Это сокращает объем кода, который приходится переписывать для адаптации к будущим процессорам с большим числом ядер, к тому же приложения, использующие эту библиотеку, лучше масштабируются, и их проще разрабатывать.

   Intel® Thread Checker 3.0

   Intel® Thread Checker 3.0 — это инструмент анализа многопоточных приложений, который помогает писать многопоточный код, сводя к минимуму вероятность ошибок. Благодаря передовому запатентованному механизму защиты от ошибок, он обеспечивает безопасность в многопоточной среде, указывая на самые малозаметные ошибки в многопоточных 32- и 64-разрядных приложениях. Инструмент Intel Thread Checker 3.0 позволяет разобраться в тончайших нюансах использования потоков Windows*, POSIX или OpenMP. В этом смысле он уникален.

   «Один из наших разработчиков рассказал, что благодаря инструменту Intel Thread Checker он смог всего лишь за один вечер найти проблему, на диагностику которой в противном случае ушли бы недели или даже месяцы», — поделилась информацией Дана Батали.

   Intel® Thread Profiler 3.0

   Инструмент Intel® Thread Profiler 3.0 для ОС Windows предоставляет информацию о взаимодействии потоков в приложении. Он визуализирует выполнение потоков, указывая при этом на «узкие места» и другие подобные проблемы. Кроме того, он позволяет узнать, сколько ядер процессора используются приложением достаточно эффективно, и указывает процент кода, параллельное выполнение которого организовано для конкретной аппаратной платформы не лучшим образом.

   Используя инструмент Intel Thread Profiler 3.0, разработчики могут быстро создавать многопоточные прототипы однопоточных фрагментов кода, определяя фрагменты, распараллеливание которых обеспечит максимальную выгоду.

   Разработчики ПО понимают, что их успех неразрывно связан с многоядерными процессорами и многопоточными приложениями: достаточно сказать, что в 2005-2006 годах число пользователей инструментов, выпущенных подразделением SSG и служащих для создания многопоточного кода, удвоилось. А новые инструменты помогут создавать еще более полезные приложения.

Мир без ПК?

   Персональный компьютер — одно из самых «молодых» изобретений, которыми мы сегодня пользуемся; ему всего 25 лет. Вместе с тем феномен ПК столь масштабен, что позволяет утверждать: ПК — это один из основных элементов, определяющих контуры современного мира. Без ПК мир был бы совсем другим...

   Не так давно компания Ipsos-Reid провела опрос, в ходе которого респондентам предлагалось выбрать один-единственный источник информации, которым они предпочли бы обладать в случае попадания на необитаемый остров. 18% опрошенных выбрали большой запас книг, по 6% — ТВ и радио, 4% — сотовый телефон, 1% — подписку на газеты. Однако подавляющее большинство — 64% — выбрали компьютер с доступом в Интернет.

   Другое не менее любопытное исследование провело одно из крупнейших в мире рекламных агентств BBDO, которое задало примерно 3 тысячам среднестатистических потребителей в 15 странах вопрос: «С каким телекоммуникационным устройством вам меньше всего хотелось бы расстаться?» И вновь предпочтения большинства респондентов остановились на компьютере: 45% потребителей не смогли бы расстаться с ПК, что больше, чем количество «поклонников» мобильных телефонов и телевизоров вместе взятых (31% и 12% соответственно).

   Словом, результаты многочисленных опросов и исследований демонстрируют со всей очевидностью: сегодня в развитых странах мира персональный компьютер воспринимается как неотъемлемая и существенная часть нашей жизни, несмотря на его «молодость».

   Стремительность совершенствования ПК просто потрясает: процессор Intel® 8088, который лег в основу первого ПК от IBM, содержал всего лишь 29 тысяч транзисторов, тогда как в самом современном на сегодняшний день четырехъядерном процессоре Intel® CoreTM 2 Extreme их интегрировано уже около 582 миллионов! Профессор Гарвардского университета Джеффри Рейпорт приводит такое сравнение: если бы автомобильная и авиационная индустрия развивались бы такими же темпами, как компьютерная, то «Роллс-Ройс» сегодня стоил бы дешевле трех долларов и на литре бензина проезжал бы около миллиона километров, а «Боинг-767», который можно было бы купить всего за 500 долларов, облетал бы вокруг земного шара всего за 20 минут, сжигая при этом не более 20 литров керосина...

   При этом в момент появления ПК никто не спешил предрекать ему счастливое будущее. Более того, многие компьютерные гуру, ставшие свидетелями «рождения» персонального компьютера, отнеслись к этому факту достаточно скептически. Кен Олсон, основатель легендарной компании DEC, произнес сакраментальное «нет никакого смысла в том, чтобы иметь компьютер на своем столе». Джон Роуч, вице-президент компании Tandy и руководитель отделения Radio Shack, производившего компьютер trS-80, который в 1981 году лидировал среди персональных компьютеров по объему продаж, сказал: «Я не вижу в этом ничего значительного. Ну, еще один ящик. На самом деле IBM не показала нам ничего такого, что изменило бы отрасль». Наконец, Томас Ватсон, председатель совета директоров самой IBM, заявил, оценив продемонстрированный ему образец первого IBM PC: «Сомневаюсь, что мы продадим больше 5 штук». История расставила все на свои места — сегодня количество проданных во всем мире «персоналок» приближается к 2 миллиардам...

   У первого IBM PC не было мыши, графического интерфейса, возможности работать с 3D-образами или анимацией и даже жесткого диска для хранения файлов. При этом наиболее распространенная модель с монохромным дисплеем стоила около 3000 долларов. Сегодня современный ПК с процессором Intel® CoreTM 2 Duo, 4 ГБ RAM, жестким диском на 500 ГБ и высококачественными системами графики и звука можно купить примерно на треть дешевле.

   Многое, что привнес в нашу жизнь ПК, стало для нас привычным и воспринимается как данность. Электронная почта, заказ билетов через Интернет, загрузка цифровых фотографий, путешествия по виртуальным мирам и многое другое — все это стало возможно благодаря изобретению персональных компьютеров. В настоящее время, как свидетельствует статистика, определенные категории населения планеты проводят за ПК до 60% своего времени. «Персоналки» сопутствуют нам и в самых скучных, и в самых увлекательных занятиях: от составления финансовых отчетов до сражений в виртуальных турнирах. Помогая работать быстрее и эффективнее, они позволяют нам больше времени уделять тому, что нам действительно нравится, во многих отношениях делают нашу жизнь гораздо более простой и комфортной. Часто ли мы задумываемся над тем, каким был бы мир без компьютеров?

   Если бы не был изобретен ПК, мы до сих пор тратили бы свое время, пытаясь набрать многие страницы разнообразных текстов, посланий и документов без ошибок, а жидкость для замазывания опечаток по-прежнему заменяла бы удобный интерфейс текстовых редакторов.

   По некоторым оценкам, люди ежегодно отправляют друг другу около 36 млрд электронных писем. Если бы не компьютеры, сигнализирующие об ошибках при отправке электронных корреспонденций, количество писем, которые почтовым службам приходилось бы возвращать отправителям из-за неверно указанного адреса, достигло бы 40 миллионов.

   Благодаря ПК игры стали самым настоящим искусством. 45 млн американцев, или 31% пользователей Интернета в США играют в онлайновые игры, всего же в мире более 300 миллионов геймеров. Большинство из них играет от случая к случаю, а вот 10-15 миллионов энтузиастов относятся к этому занятию как к главному делу своей жизни. Оборот мировой индустрии видеоигр, по оценкам консалтинговой компании PriceWaterhouseCoopers, в 2004 году достиг 24,5 млрд долл., впервые превзойдя оборот киноиндустрии, и уже к 2008 году может вырасти до 55 млрд долл. Не отстает от остального мира и Россия: в течение последних трех-четырех лет объем российского игрового компьютерного рынка стабильно увеличивался — по разным оценкам, примерно на 20-25% в год. В настоящее время продажи популярного игрового хита могут достигать 500 тыс. копий по легальным каналам и до 1 млн — по пиратским.

   Огромные возможности перед миром игр открывают многоядерные процессоры. Резко возросшие вычислительные ресурсы процессора предоставляют разработчикам большую степень свободы для создания полноценной графики, обработки физики, а также внедрения функций искусственного интеллекта. Например, при обработке алгоритма воспроизведения фотореалистичной графики, требующей огромной вычислительной мощности, можно использовать одно или несколько специализированных ядер для рендеринга в реальном времени.

   Выразительность игре придают также встроенные в нее расширенные функции искусственного интеллекта. Сегодня компьютерные персонажи не обладают тем уровнем интеллекта, который можно было бы ожидать от живого соперника. В будущем разработчики игр смогут использовать преимущества многоядерных процессоров, выделив одно или несколько ядер для обработки графики, звука и физики, а несколько других — для исполнения функций искусственного интеллекта, что позволит создавать в высшей степени реалистичные игры.

   Персональный компьютер способствовал взрывообразному росту интереса к Интернету, позволив тем самым развить наши представления о мире и сделать их более системными и детальными. Друзьям и родственникам, разделенным сотнями и тысячами километров, без подключенного к Интернету ПК было бы гораздо сложнее поддерживать отношения, довольствуясь редкими телефонными разговорами. Сегодня 91% американцев использует Интернет для пересылки электронной почты, а 37% являются клиентами служб мгновенных сообщений. По оценке корпорации Intel, в современном мире уже около миллиарда настольных ПК подключены к Интернету!

   Сегодня Интернет начинает всерьез конкурировать с иными носителями информации — например, 68% взрослых пользователей глобальной сети в США предпочитают узнавать новости из Интернета, а не из газет. Интернет и компьютеры становятся наиболее удобными источником и хранилищем не только новостей, но и музыки: 34% взрослых американцев пользуются онлайновыми музыкальными сервисами, а 25% загружают музыкальные файлы из Интернета на свой ПК. А семейные фотоальбомы, столь популярные в России? Они все увереннее перекочевывают на жесткие диски — это и удобнее, и надежнее.

   Без компьютеров туризм во многом оставался бы уделом своего рода искателей приключений, ведь места отдыха, найденные по рекламным брошюрам, далеко не всегда в итоге соответствуют нашим ожиданиям.

   Одно из интереснейших направлений использования подключенных к Интернету ПК — организация медицинских порталов в Интернете. С их помощью пациенты могут записываться к врачам и узнавать о результатах анализов, а врачи могут вызывать их на осмотр. Через Интернет можно даже выписывать лекарства и проводить обследования, если у пациента дома есть необходимая аппаратура для измерения давления, температуры или даже снятия электрокардиограммы. Через Интернет можно организовать наблюдение за больными в домашних условиях, консультации врачей и даже профессиональные консилиумы.

   Современные системы контроля за пациентами позволяют медсестрам не только получать сигнал вызова от пациента, но и на своих мобильных устройствах — КПК, мобильных телефонах или планшетных ноутбуках — сразу видеть параметры его состояния. С помощью этих же мобильных устройств медсестры могут вызывать врача, а врачи — осуществлять консультации и запрашивать все необходимые сведения и анализы пациента. Это не просто экономит время и позволяет точнее и своевременнее проводить необходимое врачебное вмешательство, это, в конечном итоге, спасает жизни.

   Очень интересную персональную компьютерную платформу для медиков — Mobile Clinical Assistant — создала корпорация Intel. Она обладает множеством необходимых функций. Для быстрой персонификации пользователей и пациентов применяется технология радиочастотной идентификации — RFID. Сканер штрих-кода позволяет избежать ошибок при назначении медикаментов. Чтобы зафиксировать состояние больных и ход лечения, можно использовать встроенную цифровую камеру. Для записи основных показателей состояния организма служит интерфейс Bluetooth. Беспроводной сетевой адаптер обеспечивает доступ к системам ведения историй болезни в электронном виде. Легкий вес и эргономичный дизайн создают дополнительные удобства при работе, корпус устройства влагонепроницаем и устойчив к ударам. Благодаря возможности замены батареи при подключении к док-станции, с такими устройствами можно работать в течение всей смены.

   Интернет и телекоммуникационные технологии, использующие глобальные телекоммуникационные сети и интеллектуальные компьютерные системы, открывают совершенно новые преимущества для преподавателей и учащихся в сфере образования, создают принципиально новые возможности не только в процессе получения человеком новых знаний, но и в совершенствовании его ощущений. Сопровождение красочных изображений произведений архитектуры, скульптуры и живописи текстовой информацией, музыкальными произведениями, комментариями специалистов оказывает сильное эмоциональное воздействие на обучаемого, развивает его художественный вкус и одновременно дает возможность получения им дополнительных знаний.

   Помимо развития индивидуальных форм обучения компьютерные и интернет-технологии позволяют разрабатывать новые формы совместного обучения. Например, корпорация Intel и компания «ТрансТелеКом» в рамках реализации общенационального образовательного интернет-проекта с поэтическим названием «Время вернуться домой. Летописи.ру» (www.letopisi.ru) предоставили российским школам уникальную возможность создавать собственные веб-страницы с помощью новейших технологий социальных сетевых сервисов Web 2.0. Ключевой задачей проекта «Время вернуться домой. Летописи.ру» является сохранение культурного и исторического наследия страны и подразумевает использование современных интернет-технологий для реализации творческой деятельности по созданию текстовых, фото- и видео-материалов. Проект получил всестороннюю поддержку образовательного сообщества, и к настоящему моменту благодаря данной инициативе учителями и школьниками создано более 2700 статей.

   Огромную роль играют компьютеры в науке. Автоматизация и компьютеризация исследований позволяют существенно повысить эффективность труда ученого, выводят научный эксперимент на качественно новый уровень развития. Сегодня важным методом исследования сложных систем и явлений является так называемый вычислительный эксперимент: на основе известных законов создается математическая модель изучаемого явления, которая затем обрабатывается с помощью компьютеров. При этом в процессе эксперимента в модель могут вноситься изменения, на ней может осуществляться проверка гипотез, что далеко не всегда недоступно при натурном эксперименте.

   Компьютеры сделали самые удаленные места мира более близкими, а самые интересные явления — более понятными. Любой человек, нажав на клавишу мыши, может обрести исчерпывающую информацию о том, что его интересует. Мы почти мгновенно можем получить доступ к знаниям, накопленным сотнями поколений. Когда персональные компьютеры только появились, они были экзотикой; сегодня стали насущной необходимостью. Стал ли мир лучше благодаря ПК? Улучшилась ли в результате наша жизнь? Стало ли нам легче работать благодаря компьютерам, или их преимущества перекрываются возросшими требованиями? Всегда найдутся люди, дающие разные ответы на эти вопросы. Но в любом случае мир, который мы знаем, был бы другим без ПК, и вряд ли мы, живущие сейчас, захотим отказаться от тех благ, что были обретены за последние 25 лет...

 

   Корпорация Intel, ведущий мировой производитель инновационных полупроводниковых компонентов, разрабатывает технологии, продукцию и инициативы, направленные на постоянное повышение качества жизни людей и совершенствование методов их работы. Дополнительную информацию о корпорации Intel можно найти на Web-сайте http://www.intel.com, а также на Web-сервере компании Intel по адресу: http://www.intel.com.

   *Intel, Intel Core, Xeon и логотип Intel являются товарными знаками или зарегистрированными товарными знаками корпорации Intel и ее подразделений в США и других странах. Другие наименования и знаки являются собственностью своих законных владельцев.